Рекомендации родителям первоклассников.

Первоклассник на пороге школы.

«Тяжело в учении – легко в бою!» - едва ли не самая популярная пословица, которую много лет подряд повторяют школьникам. Старшие то и дело напоминают: «Да, учеба – это тяжелая обязанность, но зато потом будет легко…» Но когда же это «потом»? Разве семилетний человечек в силах представить свою жизнь в перспективе? Нет, ему видимы лишь ближние цели, он весь живет тем, что происходит в данный момент. Мир для него – это здесь и теперь. А мы ему твердим: все хорошее – потом. А что же сейчас? 

А сейчас все свое внимание (и, конечно, внимание ребенка, ведь именно от нас он узнает, что теперь главное в его жизни) мы всецело сосредоточиваем лишь на том, что связано с каждодневным, кропотливым, подчас далеко не легким для маленького школьника трудом. Мы допекаем его придирками по мелочам – некрасиво написал букву, криво начертил палочку, грязно сделал работу. Выискиваем прежде всего плохое, неправильное. Это становится едва ли не единственной темой домашних разговоров. И постепенно мы абсолютно забываем о другой – и главной – стороне учения. Мы забываем о радости открытия и познания нового.

Самое первое, что необходимо ребенку для хорошей учебы, - это заинтересованность самим процессом познания. Но как этого добиться? Только через успех! Первокласснику нужно обязательно переживать радость успеха.

Рассмотрим три самые типичные для начала обучения ситуации:

 Неправильное поведение ребенка на уроке;
 Затруднения в написании букв и цифр;
 Неумение преодолеть трудности в практических действиях.

Не следует пугаться ошибок ребенка, особенно на первых порах обучения. Ошибки обязательно будут, их надо учиться преодолевать. Не пасуйте перед неудачами, а тем более – не показывайте свое недовольство и опасение ребенку. Пусть видит: родители относятся к его ошибкам, как к явлению временному и вполне преодолимому.
Главная наша задача: приохотить первоклассника к учению, чтобы была настоящая жажда знаний, желание преодолеть трудности. И главный союзник здесь – успех. Кто из нас не испытывал на себе окрыляющее действие успеха! Чувствуешь прилив сил, огромное желание работать, не отступать перед сложностями.

А ребенок, этот маленький труженик, в начале своей школьной жизни особенно нуждается в ободрении и поддержке близких: он легко раним, не уверен в себе, горячо реагирует на малейшие промахи и неудачи. Если же каждая его ошибка вызывает у нас гнев, если мы по любому поводу наказываем ребенка, то, сами того не желая, можем отбить у него всякое желание учиться. Поэтому должна предупредить и попросить вас, дорогие родители: постарайтесь избежать этих грубых просчетов, этого несчастья. Помните, что ребенку для плодотворной работы в школе необходим успех. Так дайте ему возможность почаще переживать радостное ощущение окрыляющего успеха.

Школа – это учеба. Для ребенка поступление в школу – рубеж, который пройти не так уж просто. Прежде всего, это коренная перемена в существовании: впервые появляется обязательное занятие – учёба. Может быть, у малыша и были обязанности, но их выполнение или невыполнение оставалось семейным делом. Теперь впервые его оценивают вне семьи и независимо от нее. Одновременно у ребенка появляется ощущение двойственности своего положения. Возникает противоречие: часто единственный в семье, любимый и обожаемый, привыкший к снисходительному отношению к нему взрослых ребенок, переступив школьный порог, становится одним из многих и впервые сталкивается с функциональным, зависящим только от быстрого, четкого и правильного исполнения обязанностей отношением со стороны учителя. А это значит: как бы ты, Вася (Маша, Петя…), ни был хорош для мамы, если ты проштрафился на уроке или невнимательно сделал домашнее задание, то заслуживаешь осуждения.

В первые годы учебы школьник в очень высокой степени подчинен авторитету взрослого. В глазах первоклашки учитель не может быть не прав, его мнение – непререкаемо. Оттого слова учителя, его интонация, даже взгляд, не говоря уже о плохой или хорошей отметке, подхватываются и многократно усиливаются. Происходит очень важное – закладывается самооценка ребенка в мире школы.
Вероятно, для нас, взрослых, было бы легкомысленным полагаться на непременную правоту наставников так же безоговорочно, как это присуще детям. Поэтому мне бы хотелось посоветовать всем родителям школьников: папы и мамы, пожалуйста, не усиливайте своим осуждением, а то и наказанием боль от полученной двойки или тройки, не торопитесь присоединяться к хору осуждающих голосов, не оставляйте ребенка с этой бедой наедине, не провоцируйте детской лжи. Ведь наученный горьким опытом, стремясь избежать домашней выволочки или нотации за школьную неудачу, ваш ребенок быстро поймет, что обмануть родителей довольно просто, терять тут особенно нечего, а выиграть можно. Так появляется трещина в семейных отношениях, без преувеличения, самое страшное, что только может возникнуть в маленьком человечке, - оправданная ложь.
Сначала это ложь во спасение, а затем логично и неотвратимо появляется ложь для выгоды. Так подводится «мина» под совесть. Ведь совесть – не что иное, как система оценок и самооценок, воспринятая от близких и вошедшая в нас.
Голосом совести внутри каждого из нас говорит опыт родителей, родственников, друзей – всех, кого мы уважаем и любим. Говорит… но только до того момента, пока не выходит на сцену ложь. С ней появляется новая шкала оценки: не то плохо, что плохо, а то, на чем попался! А не попался, так все можно…

Учеба – это умственный труд. Вторая сложность, с которой сталкивается почти каждый первоклассник, - недостаток навыков по части умственного труда и необходимость этим умственным трудом заниматься. Для ребенка, а то и дело для родителей цель учебной работы состоит в том, чтобы решить задачу, выполнить упражнение, выучить наизусть стихотворение, получить оценку. А ведь дело-то совсем в другом: надо научить ребенка приемам решения задач, выполнения упражнений, научить понимать прочитанное. Но это чаще всего уходит из поля зрения мам и пап.
Тогда даже в тех нередких случаях, когда учеба в начальной школе у ребенка не заладилась, когда интерес к урокам и занятиям снижается, готовность его к познанию нового остается огромной – только бы это новое было интересным.  

Поведение в школе – это стиль общения в семье. Каждому из нас известно, что ребенку часто бывает необходима помощь взрослого человека, его защита, совет, а то и простое участие, ласковое прикосновение, приветливый взгляд, улыбка; чтобы он не чувствовал себя одиноким перед огорчениями, тревогами, заботами и душевными переживаниями детства. Вспомните, ведь мы сами в этот период жизни нередко ощущали себя забытыми, обиженными, нелюбимыми, всеми покинутыми, несчастными.
Близки ли вы своему ребенку? Известны ли вам его невзгоды? Какой он, ваш малыш? Веселый или грустный, уверенный в себе или постоянно сомневающийся, сдержанный или порывистый, дружелюбный или задиристый, умеет ли дружить со сверстниками, трудиться и играть в коллективе – от всего этого зависит результат любой деятельности, в том числе и учебной.
Родителям очень важно постоянно чувствовать ребенка, понимать его побуждения, мотивы поступков, потребности и строить свои отношения с ним мягко, чутко, деликатно, добросердечно, незлобливо, но требовательно.
Ведь обычно дети спокойно воспринимают замечания взрослых, сделанные доброжелательно, по-товарищески, и, наоборот, - резко, грубо, взвинченно отвечают на раздраженный, высокий тон.
Будьте терпеливы со своим ребенком. Если у него что-то не получается, отмечайте его успехи, а не промахи, хвалите его и выражайте надежду, что завтра у него получится лучше, чем сегодня.
Никогда не говорите ребенку, что он плохой, говорите, что он плохо поступил. Не ругайте и не наказывайте ребенка, когда он огорчен, ушибся, перед сном, после сна. Поцелуйте его на ночь, обнимите, скажите что-нибудь ласковое.
Ребенку не должно быть скучно. Играйте с ним, как можно больше играйте. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются в быстроте и резвости. Игра может происходить и в воображении, творчестве. Придумывайте какие-то роли, меняйтесь ими.
У семилетки есть одна особенность, которая довольно быстро исчезнет: большая зависимость от мнения взрослого, как бы обеспеченная заранее готовность согласиться во всем со старшим, и в то же время – большая открытость, стремление поделиться с ним каждой своей мыслью, каждым движением души. Тем, кто упустит этот этап развития, не посеет зёрна дружбы, потом будет очень трудно.
И в пору взросления своего ребенка мама, пораженная грубостью и невниманием дочки, едва ли вспомнит, как, усталая после работы, она отмахивалась от попыток первоклассницы рассказать ей о каких-то своих заботах или резко обрывала ее при попытках спорить. А папа тоже вряд ли свяжет упорное нежелание сына поговорить с теми временами, когда углубленный в газету или телепередачу, он не мог оторваться от них, чтобы выслушать невразумительный, почти из междометий состоящий рассказ сына о каком-то фильме.
Наверное и не подумают родители и о том, что так и не сумели выкроить тогда полдня, чтобы отправиться с детьми в зоопарк, поехать за город или просто пойти погулять, позвав с собой одноклассников сына или дочери и захватив мячик, скалки, ракетки, а потом дома за чаем обсудить общие впечатления. Ведь именно эти совместные занятия, общие интересы и семейные увлечения, а не десятки купленных платьев и игрушек, килограммы апельсинов и конфет сплотят семью, заложат дружбу.
Помните, залог хорошего поведения ребенка в школе, залог его успехов в учебе – это атмосфера любви, взаимопонимания и уважения друг к другу в домашнем кругу, это стиль общения в семье.
 
Встреча встрече рознь. Вспомните слова, которые произносят чаще всего родители, когда сын или дочь возвращается из школы. Конечно, вы угадали: «Какие сегодня оценки?». А вы попробуйте иначе. Встретив малыша, спросите его: «Что сегодня на уроках было интересного? Что тебе понравилось, а что огорчило, удивило, озадачило, рассмешило или восхитило?» Какой необъятный внутренний мир, неизведанный пласт жизни собственного ребенка вы обнаружите! Как трепетно и доверчиво раскроется перед вами его сердце! Это дорогого стоит.

Дети любят похвалу, всегда стараются доставить радость родителям, но они должны быть уверены: их дела волнуют взрослых, заставляют близких беспокоиться и переживать. Вот и найдите повод похвалить ребенка. Пусть он почувствует удовлетворение от учебы, восторг от ощущения успеха, даже самого маленького, а значит интерес к знаниям и желание учиться.

Таким образом, конкретная помощь первокласснику складывается из нескольких вещей:

 Непосредственного присутствия рядом с ним родителей,
 Заинтересованности взрослых в учебном труде ребенка,
 Постоянного контроля за его деятельностью.
Категория: Советы психологов | Добавил: SKOSHI (27 Августа 11)
Просмотров: 2087 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: